Психологическая готовность к
школьному обучению - один из важнейших итогов развития ребенка в первые семь
лет его жизни.
Поступление в школу - поистине
переломный момент в жизни ребенка. Посудите сами - резко изменяется весь образ
его жизни, условия, в которых он действует; он обретает новое положение в
обществе; у него складываются совершенно иные взаимоотношения со взрослыми и
сверстниками.
Задумаемся: в чем отличительная
особенность положения школьника? По-видимому, прежде всего, в том, что главное
в его жизни - учеба - деятельность обязательная, общественно-значимая. Он
отвечает за нее - перед учителями, перед школой, перед семьей. Жизнь вчерашнего
малыша, подчинена системе строгих, одинаковых для всех правил. И основное
правило - запасаться знаниями, которые приобретают и все другие дети.
А в чем новизна взаимоотношений
между учеником и учителем? Учитель не просто взрослый, который вызывает или не
вызывает симпатию у ребенка. (Такое отношение к взрослому мы могли позволить
малышу.) Учитель воплощает в себе общественные требования к ребенку. Оценка,
которую ученик получает на уроке - это не выражение личного отношения учителя к
ученику, а некая объективная мера: как много ученик знает, хорошо ли выполняет
свои учебные обязанности. Плохую оценку нельзя возместить ни послушанием, ни
раскаянием.
Взаимоотношения в классе между
учениками также существенно отличаются от тех, которые складываются между
сверстниками-дошкольниками (в том числе и в группе детского сада). В начальной
школе определяющими положение ребенка среди товарищей становятся его успехи в
учебе. Вместе с тем возникает такое понятие, как общая ответственность, ведь
все ученики заняты обязательным делом, и, значит, им приходится отвечать и за
себя, и за других (а другие отвечают за тебя).
Само учение - и по содержанию,
и по организации - резко отличается от привычных ребенку-дошкольнику форм
деятельности. Усвоение знаний становится основной целью. Оно выступает теперь в
чистом виде, его не маскирует, как раньше, игра.
Знания, которые дети получают в
школе, уже носят систематизированный, последовательный характер. (Если до
недавнего времени начальное обучение представляло собой лишь подготовительную
ступень к систематическому усвоению основ наук, то теперь такое усвоение
начинается с первого класса.)
Основная форма организации
учебной работы школьников - урок, время на нем рассчитано до минуты. На уроке
всем детям необходимо следить за указаниями учителя, четко их выполнять, не
отвлекаться и не заниматься посторонними делами.
Все эти особенности условий
жизни и деятельности школьника предъявляют высокие требования к разным сторонам
его личности, его психическим качествам, знаниям и умениям. Обо всем об этом, а
также о многом другом, имеющим отношение к подготовке ребенка к школьному
обучению, мы и будем говорить в этом разделе.
|