Ежегодно с приближением сентября
сердца многих родителей начинают учащенно биться – скоро День Знаний. Голову не
покидают мысли: как подготовиться к школе? По каким критериям можно определить,
готов ли ребенок к новому этапу в своей жизни? Как помочь ему адаптироваться в
коллективе? Программа подготовки к школе
включает в себя такой важный пункт, как режим дня. За месяц до начала учебного
года постарайтесь приучить ребенка рано вставать, убирать постель и
самостоятельно одеваться. Попробуйте засечь, сколько времени потребуется
вашему ребенку на сборы и дорогу в школу.
Но соблюдение режима дня, правильная
организация полноценного отдыха ребенка зависит в первую очередь от самих
родителей. Они должны четко контролировать физическую нагрузку ребенка и его
время отхода ко сну.
Второй наиважнейший момент
готовности к школе – это знания, приобретенные дошкольниками.
В настоящее время существует много
детских дошкольных центров, готовых помочь будущим первоклашкам приобрести
необходимый багаж знаний. Программа подготовки детей к школе в этих
организациях, как правило, включает обучение чтению, письму, азам математики и
развитию логики. Проводится также и психологическая подготовка к школе.
Уроки, продолжительность которых не превышает 20-25минут, проходят в игровой
форме, что способствует максимальному вовлечению детей в процесс обучения.
Специально оборудованные классы позволяют ребятам ощутить себя настоящими
школьниками. Занятия в коллективе способствуют развитию коммуникационных
навыков. По желанию родителей с ребенком может позаниматься психолог,
рекомендации которого помогут будущему школьнику обрести уверенность в себе,
ощутить себя личностью.
Но что, если Ваш ребенок не может
посещать подобные учреждения? Подготовка к начальной школе может осуществляться
и в домашних условиях. Книжные магазины предлагают широкий выбор пособий,
содержащих задания для подготовки к школе. Методические рекомендации авторов
данных изданий помогут родителям организовать процесс обучения. Игра «В школу»
доставит удовольствие, как детям, так и родителям. Задания по развитию логики и
памяти, внимания и усидчивости должны чередоваться с физическими упражнениями.
Подобная смена деятельности позволит распределить силы ребенка и снизить
утомляемость. Применение магнитной азбуки и доски, будильника, в качестве
звонка, помогут придать занятиям атмосферу уроков в школе. Развитие
коммуникативных навыков происходит не только во время процесса обучения.
Наблюдая за играми вашего ребенка со сверстниками во дворе, вы сами сможете
определить, насколько легко ваш ребенок вольется в коллектив.
Согласно нормам современной
педагогики, идущий в школу ребенок должен
1.Уметь четко произносить все звуки
речи;
2. Уметь интонационно выделять звук в словах;
3. Уметь выделять заданный звук в потоке речи;
4. Уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);
5. Уметь произносить слово по слогам;
6. уметь составлять предложения из 3-5 слов;
7. уметь называть в предложении только 2-е слово, только 3-е слово, только 4-е
слово и т.д.
8. Уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк это животные)
9. уметь составлять рассказ по картинке (например «в зоопарке», «на детской
площадке», «отдых на море», «за грибами» и т.д.)
10. уметь составлять несколько предложений о предмете;
11. различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение,
басня).
12. уметь наизусть читать любимые стихотворения;
13. уметь последовательно передавать содержание сказки;
14. Уметь разливать по внешнему виду растения, распространенные в нашей
местности (например ель, береза, дуб, подсолнух, ромашка и т.д.) и зазывать их
отличительные признаки;
15. уметь различать диких и домашних животных (белка, заяц, коза, корова);
16. уметь различать по внешнему виду птиц (например дятел, ворона. Воробей;
17. иметь представления о сезонных признаках природы (например осень- желтые и
красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая…)
18. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, ломаные линии, волнистые линии,
круги, прямоугольники, овал, квадрат, вырезать по контуру);
19. Владеть карандашом (без линейки проводить вертикальные и горизонтальные
линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с
опорой на геометрической формы, аккуратно запрашивать, штриховать карандашом,
не выходя за пределы фигуры)
20. Ориентироваться в пространстве, на листе бумаги (правая, левая сторона,
верх, низ);
21. Уметь полно, последовательно пересказать прослушанный или прочитанный
рассказ;
22. Уметь придумать рассказ по картине;
23. Уметь внимательно, не отвлекаясь слушать 30-35 минут;
24. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя;
25. Знать загадки и стихи о временах года, о животных.
Существует мнение, что хорошо
подготовленный ребенок может потерять интерес к занятиям в школе. Однако
уверенный в своих силах ребенок легче адаптируется в детском коллективе. Также
у него будет больше свободного времени для игр и занятий в кружках. Родители,
которые позаботились о подготовке к обучению в школе, могут быть уверены, что
переход их детей к новой жизни будет безболезненным и радостным.
|