Существует категория
родителей, которые при малейшейших нарушениях со стороны здоровья или же
развития ребенка, бегут за помощью к специалистам. Но так же существует и
другая, не обращающая особого внимания на отклонения, занявшая позиции
выжидания, мол, чего заморачиваться — перерастет. Практика показывает, что оба
варианта — крайности. Чтобы найти "золотую серединку” необходимо точно знать,
что в конкретном случае является нормой, а что — отклонением от нее.
Все вышеописанное
актуально и для овладения родной речью. Правда, надо учесть, что здесь играют
роль множество факторов: общее развитие ребенка, его внимательность и старание,
психологический климат в семье и, даже, наследственность. Исходя из этого,
некоторые дети к трем годам строят простые предложения из 3-4 слов, а другие в
том же возрасте — развернутые, сложноподчиненные. Да что тут удивляться:
в пределах одной семьи родные сестры-братья могут абсолютно по-разному
овладевать речью.
Конечно, не стоит
паниковать, если ваш двухлетний малыш вместо слова «машинка» скажет «синка»,
или вместо «кукла» — «кука». Но, если малышу уже 5, а он до сих пор коверкает
слова, то обратиться к специалисту (логопеду, сурдологу) и вправду необходимо.
Обычно в таких случаях говорят про явные нарушения речи. Они могут проявляться
в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного
запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи. Вообще, это явление изучают
многие науки: медицина, психология, педагогика, лингвистика, психолингвистика и
др. Каждая из них рассматривает речь со своей точки зрения. Отметим, что к
такой категории детей относят тех, кто имеет отклонения в развитии речи
при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Основные виды
нарушений речи у детей
Давайте назовем
основные виды нарушений речи и опишем эти «состояния».
Дислалия (косноязычие)
До определенного
возраста это нарушение не требует вмешательства со стороны специалистов. Суть
дислалии в нарушении звукопроизношения, а именно: звуки могут искажаться,
заменяться на другие, смешиваться или просто отсутствовать. Ставят этот
диагноз, когда ребенку более 4 лет, он обладает хорошим слухом, достаточным
словарным запасом, правильно строит предложения, не допуская грамматических
ошибок, но при этом произносит звуки по-детски, как маленький. Такой ребенок
скажет вместо «шапка» — «сапка», не «рак», а «лак».
Ринолалия
Это нарушение тембра
голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами
речевого аппарата. При этом ребенок говорит как бы «в нос» или гнусавит.
Происходит это при расщеплении твердого и мягкого неба, травмах ротовой и
носовой полости, параличе мягкого неба. При ринолалии искажаются все звуки
речи. Такого ребенка трудно понять: говорит он монотонно и неразборчиво. Кроме
того, изменение тембра голоса возможно и тогда, когда в полость носа не
попадает достаточное количество воздуха. Часто это происходит
при аденоидах, полипах, искривлении носовой перегородки, что сильно
затрудняет носовое дыхание. При этом страдает произношение носовых согласных и
гласных звуков.
Дизартрия
Вследствие
органического поражения центральной нервной системы возникает еще одно речевое
нарушение — дизартрия. В этом случае страдает не произношение отдельных
звуков, а вся произносительная сторона речи. Возникает дизартрия, когда
скорость, сила и объем движений органов речи ограничены. Например, ребенку
трудно контролировать свой язык, который становится неловким, непослушным, а
высунутый наружу может отклоняться в сторону. Такому ребенку трудно сделать
элементарное: надуть щеки, хмурить или поднимать брови, поскольку мышцы лица
малоподвижны. При дизартрии нарушаются все составляющие произносительной
стороны речи: звукопроизношение, голос, речевое дыхание, интонация и общая
мелодика речи. Но необходимо знать, что это — не самостоятельное заболевание, а
часть нарушений широкой двигательной сферы. В этом случае ребенка лечат
комплексно.
Алалия
Говоря об алалии,
имеют ввиду полное или частичное отсутствие речи у детей при хорошем физическом
слухе. При этом ребенок находится в речевой среде, стремится общаться с
окружающими (но делает это с помощью мимики и жестов), не является умственно
отсталым, его речевой аппарат без аномалий, параличей или парезов. С чем это
связано? Специалисты отмечают, что возникновение этого нарушения обусловлено
недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии головного
мозга. При чем происходят подобные нарушения еще во внутриутробном или раннем
периоде развития ребенка. Алалию делят на сенсорную (когда ребенок не понимает
и, следовательно, не может воспроизвести человеческую речь) и моторную (в этом
случае ребенок понимает обращенную к нему речь, но не может ею овладеть).
Задержка речевого развития
(ЗРР)
Этот диагноз обычно
ставят детям раннего возраста. При ЗРР ребенок вполне нормально, но намного
позже и медленнее, чем его сверстники, овладевает речью. Среди причин
возникновения ЗРР — неполноценная речевая среда, плохое физическое
и психическое здоровье ребенка или особый, замедленный темп созревания
нервных клеток, отвечающих за речь.
Заикание (логоневроз)
Механизмы (причины и
сущность) возникновения логоневроза до конца не раскрыты. Этот вид
речевого нарушения основывается на повторении звуков (в большинстве согласных),
«растягивании» гласных, остановке речи, повторе слога или слова и часто
обусловлен страхом. Нередко при этом нарушена координация движений речевого
аппарата и дыхания. Обычно в повседневной жизни в расслабленном состоянии такие
дети не заикаются, но стоит им выйти на сцену или стать перед школьной доской,
как волнение, а с ним и заикание, дает о себе знать.
Дисграфия и дислексия
Если у ребенка не
отмечено интеллектуальных или слуховых нарушений, но он не способен овладеть
письмом и чтением (или же делает это с большими трудностями), говорят о
дисграфии и дислексии.
Несколько советов
родителям при нарушении речи у детей
Если ваш дошколенок
коверкает слова или демонстрирует явные речевые дефекты, не акцентируйте на
этом внимания и ни в коем случае не заставляйте ребенка твердить слова до тех
пор, пока он не скажет правильно. Лучше в контексте четко и громко произнесите
искаженное слово, чтобы оно отложилось в памяти малыша.
Не ругайте за промахи,
лучше хвалите за удачи.
Пойте детские
песни, читайте книги, декламируйте стихотворения, рассказывайте сказки.
Занимайтесь активными
физическими упражнениями — развитие координации движений предваряет речевое
развитие.
Если у вашего ребенка
сильно проявляются нарушения — не откладывайте визит к врачу. Он сможет
подсказать, существует ли реальная угроза или все-таки ребенок это
«перерастет».
|