Что вмещает в себя понятие
"умение учиться"?
Психологическая готовность
ребенка к школьному обучению заключается, прежде всего, в том, что у него уже к
моменту поступления в школу должны сформироваться те психологические черты,
которые присущи школьнику.
Однако они смогут сложиться
только в самом ходе школьного обучения. Итогом же развития ребенка в дошкольном
детстве являются только предпосылки этих черт, достаточные для того, чтобы
ребенок мог приспособиться к условиям школы, приступить к систематической
учебе.
К таким предпосылкам относится
прежде всего желание стать школьником, выполнять серьезную деятельность,
учиться. Это желание появляется к концу дошкольного возраста у подавляющего
большинства детей. Оно связано с очередным кризисом психического развития, с
тем, что ребенок начинает осознавать свое положение дошкольника как
несоответствующее его возросшим возможностям, перестает удовлетворяться тем
способом приобщения к жизни взрослых, который дает ему игра. Он психологически
перерастает игру, и положение школьника выступает для него как ступенька к
взрослости, а учеба - как ответственное дело, к которому все относятся с
уважением.
Опросы детей, неоднократно
проводившиеся в подготовительных группах детских садов, показали, что все дети,
за редким исключением, стремятся пойти в школу, не хотят оставаться в детском
саду. Обосновывают это желание дети по-разному. Большая часть ссылается именно
на учебу как на привлекательную сторону школы. Вот некоторые типичные ответы
детей на вопрос, почему они хотят идти в школу, а не оставаться в детском саду:
"В школе научишься читать, будешь много знать"; "В детском саду
я уже был, а в школе не был. Там дают трудные задачи, а я учусь. Мне папа тоже
дает трудные задачи, я их все... нет, не все решаю"; "В школе
учишься, а в детском саду только играешь, мало учишься. Моя сестра все хочет в
детский сад, она в четвертом классе учится, а я в школу".
Конечно, не только возможность
учиться привлекает детей. Для дошкольников большой притягательной силой
обладают внешние атрибуты школьной жизни: звонки, перемены, отметки, то, что
можно сидеть за партой, носить портфель. Это проявляется в высказываниях многих
детей: "В школе мне нравится, там отметки ставят"; "В школе
учительница, а здесь воспитатаельница". Конечно, интерес к такого рода
внешним моментам менее важен, чем желание учиться, но и он имеет положительное
значение - в нем выражено стремление ребенка изменить свое место в обществе,
положение среди других людей.
Важная сторона психологической
готовности к школе - достаточный уровень волевого развития ребенка. У
разных детей этот уровень оказывается различным. Но в общем у семилетних детей
мы можем уже наблюдать соподчинение мотивов (то есть умение считать более
важным не то, что "хочется", а то, что "надо"). Это дает
ребенку возможность управлять своим поведением: придя в первый класс, он
способен включиться в общую деятельность, принять систему требований,
предъявляемых школой и учителем.
Психологическая готовность к
школе включает также качества личности ребенка, помогающие ему войти в
коллектив класса, найти свое место в нем, включиться в общую деятельность.
Это общественные мотивы поведения, усвоенные ребенком правила поведения по
отношению к другим людям, умение устанавливать и поддерживать взаимоотношения
со сверстниками и взрослыми.
Произвольным,
управляемым должно быть не только внешнее поведение, но умственная деятельность
ребенка - его внимание, память, мышление. Ребенку необходимо уметь наблюдать,
слушать, запоминать, добиваться решения поставленной учителем задачи
|